Отчёт(№ i) Книга заклинаний в руках чайника

Решила я поинтересоваться информацией о боге Таранисе, которого ты, Евгений, назвал одним из самых страшных богов в истории Европы. В целом, не так уж всё и плохо в описании этого бога.

» Таранис – кельтский бог громовержец. Галлы изображают Тараниса в камне бородатым исполином, в одной руке держащим колесо, а в другой дубину, олицетворяющую молнию, гром и небесный огонь. Нередко богу воздвигают колонну, и Таранис венчает ее, попирая громадное чудовище со змеиными конечностями. [Такие памятники стоят в Бретани и в Рейнской области.] Подобные памятники Таранису запечатлевают в камне древнее индоевропейское предание о борьбе бога громовержца со змеем. [Слово “таран” у валийцев и бретонцев по сей день означает - гром. Имя Taranis (лат.) близко кельтскому слову tarann - ‘гром’. Таранис упомянут Луканом и упомянут в Бернских схолиях X в. к Лукану, где Таранис сближается с римским Дитом (Дисом). Кроме того, римляне сближают Тараниса с Юпитером. Не могу удержаться от замечания, что Таранис кельтов и Тор (Тюр) германцев созвучны и в некотором смысле близки дважды упомянутому в Ригведе божественному коню Таркшья (Tarksya). Изначально Таркшья мог олицетворять солнце. В поздних ведических текстах Таркшья выступает как птица и сближается с Гарудой. Таркшья призывает Индра, и его конь могуч, быстр, победоносен и спешит на битву.]» (информация с сайта Хронос)

» Таранис воспринимается, как Бог защитник воинов, покровитель войны, прежде ему приносили в жертву человеческие головы, уже после только животных. Он одновременно приравнивается Юпитеру, и Зевсу, потому что метает молнии. Символы Тараниса – это трискель, спираль и иногда колесо, что приближает его к Юпитеру. До сегодняшнего дня посвященные ему обычаи сохранились в виде битья стекол или спуска горящих колес. Этот ритуал имел смысл, чтобы небесный огонь должен был оплодотворить земные воды. Таранис – господин высоких небес, который оплодотворяет землю посредством молний. Но, тем не менее, в нем не отражается архетип Бога создателя, так как земля рождает только тогда, когда супруга Ригани вступает в коитус с Езусом/Цернунносом. ( с сайта Белого общества)

А вот вполне не страшная картинка Тараниса (Цернунн тут страшнее получился):

 

14 ответов О боге Таранисе замолвите слово…

  1. Евгений:

    Гм, а ты нейтральный источник брать не пробовала? Например, Википедию?

    Ответить
  2. Юлия:

    Тю… а что с моими источниками не так?
    Ладно, цитирую Википедию (просто в ней ничего интересного):

    «Таранис — бог грома в кельтской мифологии.
    Имя Таранис переводится как «Громовник» и в ряде посвящений он идентифицировался с Юпитером. Особые кельтские атрибуты этого бога — колесо, которое может быть молнией, а также спираль, представляющая небесный огонь. В виде «Бога с колесом», его изображения были широко распространены в римской Галлии. Тем не менее, не случайно, что галльский Юпитер упомянут Цезарем только на четвертом месте. Друиды признавали его могущество, но их сердца были отданы другим богам (что показывают и сцены на котле из Гундструпа. Впрочем, данный памятник несет и черты искусства фракийцев, а последние также не питали особого поклонения к богу грома).»

    Тоже ничего страшного.

    Ответить
  3. Елена:

    Знаете, что, в принципе, в язычестве у каждого Бога было 2 ипостаси: светлая и тёмная. 2. И никак иначе. Поэтому, с одной стороны, Таранис – Бог грома и далее по списку, всё, что ты, Юля, написала. Но, с другой стороны, у него есть и тёмная ипостась. И в своей тёмной ипостаси Таранис, как написал Евгений, является одним из самых грозных Богов.
    Только надо учитывать, что культ светлой ипостаси почти всегда был открытым, всенародным, а тёмной – скрытой, только для избранных (не в смысле «высших», а в смысле, что их было мало и для этого нужны были особые взгляды на мир).

    Ответить
  4. Юлия:

    И что он представлял из себя в своей тёмной ипостаси?

    Ответить
  5. Елена:

    Практически все те же качества, если их усилить сверх меры и придать разрушительный характер. Например, не просто громовержец, а разрушитель, молниями уничтожающий зло. Каратель. Берсерк. И т.д.

    Ответить
  6. Юлия:

    [quote]молниями уничтожающий зло. Каратель.[/quote]
    А что в этом плохого и тёмного?

    Ответить
  7. Елена:

    Каратель не всегда разбирает, кого и за что он карает. Он безлик. Это всепоглощающая справедливость без намёка на милосердие или сострадание. В язычестве такие состояния относят к тёмной стороне. (По крайней мере, в славянском. Но у славян и у кельтов много общего)

    Ответить
  8. Евгений:

    Гм, боюсь, я не уточнил: это – не тёмная ипостась бога. Это – тёмный бог. Зло в своём проявлении, дисгармония, символ разрушения. В нём нет справедливости, так как он является проявлением сил тёмных стихий, которые, помимо своей нелюбви к человеку, испытывают нелюбовь ко всему сотворённому.
    Таранис – тёмный бог-громовержец. Обладая властью над молниями и грозой, он становится в умелых руках грозным оружием. Более того, со временем он прибирает к себе «умелые руки».
    Культ его был развит за счёт кровавых жертвоприношений. Жрецы использовали кровь в качестве «концентратора» – делая жертвоприношение они «приоткрывали» дверь в физический мир Таранису, который за это давал им часть своих сил.

    Ответить
  9. Юлия:

    Откуда такая информация? Пока я просматривала интернет, я прочла, что люди тоже почитали Тараниса, потому что после грома и молнии идёт дождь. По этому заслугой Тараниса считали удобрение земли (как уже упомянуто выше). И в честь него пускали те самые горящие колёса в воду.
    Гром и молния – природные явления. Естественные природные явления. Да, понятно, что у стихии может быть светлый и тёмный аспекты (вода может давать жизнь, а может разрушать). Но гром – это гром, молния – это молния. Причислять то, что может разрушать и пугать к тёмным проявления и «плохим» богам – это как-то первобытностью попахивает.

    Ответить
  10. Елена:

    Евгений. Всё же мне кажется, что ты не прав в данном вопросе. В язычестве нет однозначно тёмных Богов и однозначно светлых. Можно ставить вопрос иначе: какая ипостась является доминирующей. Но говорить о том, что Таранис – только тёмный, нельзя. Более того, сам понимаешь, что язычество – оно очень сходно у разных народов. И нигде громовержец не является исключительно тёмным, даже более того, светлая сторона обычно является основной.

    Ответить
  11. Евгений:

    Елена: вопрос не в том, какая ипостась является доминирующей, а в том, какая ипостась, в основном, используется людьми, так как именно люди являются в данном случае образующим звеном.

    Ответить
  12. Юлия:

    Евгений, очень интересная манера не замечать вопросы.
    Я повторюсь: какими ты руководствуешься источниками, говоря, что Таранис – тёмный бог (или же о том, какую ипостась больше используют люди)?

    Ответить
  13. Елена:

    Евгений. Ты извини, но во всех языческих культах люди используют светлую сторону. Так сложилось, что солярные культы более массовые, более открытые и требуют от людей меньших усилий. Я не вижу причин, почему у кельтов должно быть иначе.
    Кроме того, насколько я знаю, кельты также придерживались разделения на тёмные и светлые ипостаси.

    Ответить
  14. Денис Филиппов:

    Не вполне согласен насчет кельтов.
    Просто после завоевания Уэльса Англией их язычество оказалось как бы в оппозиции к англиканской церкви, и поэтому местная религия перешла, в основном, на «темный» аспект – организуя ковены, которые, с точки зрения англиканства, поклонялись Люциферу (в кельтской религии – Лью Длинная Рука, бог плодородия, плюс мать Рианнон, которая была крольчихой – со всеми вытекающими), так что, по крайней мере с точки зрения церкви, все было довольно-таки темным – оргии и жертвоприношения. Правда, насчет Тараниса ничего подобного сказать не могу. В то время он уже не имел приоритета.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: